В соответствии с «Национальной доктриной образования» РФ система её образования призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров c новыми компетенциями, способных к инновационному росту и профессиональной мобильности в условиях нарастающей мировой конкуренции. Как следствие, необходимо решение задачи формирования действенной системы профессиональной ориентации школьников за счёт перехода к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, новым материалам и технологиям конструирования.
Это невозможно без формирования в школах нового содержания всех дисциплин и особенно «Технологии», учитывающей достижения и тенденции развития цифровых информационных технологии (3D, VR и AR) и научно-технического прогресса.
Формирование современной материально-технической базы и информационной инфраструктуры школьного кабинета «Технологии» должны позволить реализовать личностный и интеллектуально-познавательный потенциал, профессиональное самоопределение и становление молодежи, а также создание им соответствующих социальных лифтов.
Предмет «Технологии» введен в школьную программу не только с целью получения теоретических знаний, но и получения и закрепления общетрудовых и практических умений и навыков в области базовых отраслей развития Российской экономики.
«Технологии» — это уже не должно быть знакомым нам «уроком труда». Сейчас необходимо кардинально изменить познавательный и предметно-преобразовательные виды деятельности учащихся в соответствии с требованиями реорганизации российской промышленности в направлении повсеместного применения цифрового оборудования и технологий. Это программа «ИНДУСТРИЯ 4.0» — проект стратегического развития мировой экономики, обеспечивающая прорыв на создание связи в едином информационном пространстве промышленного оборудования и информационных систем, что позволит им взаимодействовать между собой и внешней средой без участия человека.
При этом «умное оборудование» на «умных заводах» будет самостоятельно передавать и получать необходимую для работы информацию, перенастраивать и оптимизировать производственные мощности.
Базовые составные элементы «Индустрия 4.0», которые должны отражаться в той или иной мере в современном кабинете «Технологии»:
- Интернет вещей
- Большие данные
- Киберфизические системы
Так в России уже разработана концепция «Индустриальный Интернет вещей» — это концепция вычислительной сети, объединяющей промышленные производственные системы на уровне технологических процессов, киберфизических машин и интеллектуальных систем управления.
Понимание того, что будущее за цифровым оборудованием и технологиями диктует радикальные изменения на структуру и содержательную часть современного кабинета «Технологии».
При этом решение образовательных задач в кабинете должно сопровождаться целенаправленной работой по профориентации учащихся в «техническую (технологическую) области» в соответствии с требованиями и тенденциями развития Российской экономики. Это должно обеспечиваться за счёт перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический и профориентационный компоненты учебной деятельности, развитие умений работы с современными видами и способами передачи информации.
В соответствии с видами решаемых задач, финансовыми и аудиторными возможностями школы предлагаются следующие типовые модификации кабинетов «Технологии».
- «Технология-Профи»
- «Технология -Стандарт»
- «Технология- МИНИ»
Вышеперечисленные модификации кабинетов-мастерских «Технологии» должны быть привязаны к следующим перспективным технологическим направлениям развития рыночной экономики России:
- Робототехника (в том числе мобильная)
- Металлургия
- Станки и оборудование с ЧПУ. Промышленные технологии
- Моделирования и 3D прототипирование. Интернет вещей. Реверсивный инжиниринг
- Беспилотные летательные аппараты. Авиатренажеры
- Электро и радиомонтаж
- Технологии в электроэнергетике (в т.ч. альтернативной и водородной)
- Металлургия. Технологии производства металлов
- Электротранспорт (в том числе «умный»)
- Судостроение. Морская и речная техника
- Сельское хозяйство. Механизация и Автоматизация
- Горные машины и технологии
- Нефть и газ
- Медицина
- Пищевые технологии
- Другие направления по запросам
В этом плане предлагаем многолетний опыт предприятия «Учтех-Профи», признанного лидера в разработке и производстве более 8000 наименований в современной учебной продукции для 2900 вузов, техникумов, школ, учебных центров предприятия стран СНГ (www.labstand.ru).
При этом реализуется система комплексного оснащения их плакатами, планшетами и интерактивными наглядными пособиями, мультимедийным и интерактивным оборудованием (проекторы, интерактивные доски, экраны, интерактивные панели, системы звукоусиления, 3D оборудования и технологии VR и AR), современной эргономичной и экологичной мебелью.
Основными целями таких кабинетов будут:
- Создание инновационной практико-ориентированной образовательной среды для реализации технологического предпрофильного и профильного образования.
- Привлечение молодежи к изучению и практическому усвоению основ технических специальностей.
- Обеспечение безопасного и эффективного доступа молодежи к высокотехнологичному производственному оборудованию.
- Мотивация обучающих и углубленное изучение ими предметов естественно-научного цикла.
- Развитие творческого подхода к креативности.
- Создание эффективных условий для личностного и профессионального самоопределения и развития молодежи за счёт активного привлечения к интерактивной и развивающейся профессиональной деятельности.
- Повышение инициативности и самостоятельности обучающегося в получении новых знаний и компетенций.
Основной эффективный принцип такой разновидности кабинетов – «Научая-развлекай, развлекая научай».
Принципиальные особенности комплектации кабинетов «Технологии» типа «Электронные мастерские»:
- Компьютерное и физическое моделирование машин, оборудования и производственных технологий.
- Повсеместное применение 3D технологии и технологии виртуальной реальности.
- Имитация производственного оборудования и технологии с обеспечением математического моделирования и связи, изменение входных (управляющих) и выходных параметров, в том числе с имитацией аварийных ситуаций и необходимостью выполнения ремонтных работ.
- Комплексное информационное насыщение кабинетов интерактивными планшетами (с разрезами деталей и светодинамическими элементами) и «электронными» наглядными пособиями (плакатами). Использование компьютерных и информационно-коммуникативных мультимедийных средств обучения (в том числе для передачи, обработки, хранения и накопления данных), сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности.
- Реализация всех инновационных этапов создания новой продукции от цифрового проектирования до изготовления на оборудования с ЧПУ (станки, пресс, лазерная резка).
Такая лаборатория продуцирует учащихся к получению реальных знаний и компетенций за счёт работы над настоящими и перспективными задачами и проблемами. При этом создание виртуальных лабораторно-исследовательских практикумов позволяет превратить процесс выполнения заданий школьниками в увлекательный квест и реально оценивать их исследовательские знания, умения и навыки.
Учебные «Цифровые двойники» позволяют эффективно формулировать современные знания и профессиональные компетенции, особенно для дорогостоящего и ответственного для экономики оборудования, производственных линий и заводов, с учётом аварийных ситуаций, необходимости грамотного обслуживания и ремонта. Они позволяют максимально правдоподобно имитировать реальные производства, тем самым подготавливая будущих специалистов к грамотным и эффективным действиям при решении инженерных и эксплуатационных задач.
Концепция современных кабинетов «Технологий» — это реализация гибкой образовательной методологии, удобная и для педагогов, и для обучающихся с возможностью решения самых разноплановых задач с учетом требований базовых перспективных отраслях рыночной экономики России.
Требования к школьному образованию повышают каждый год. И может быть, именно такие подходы к кабинетам «Технологии дадут очередной эффективный толчок к его развитию.
Данный проект «Школа новых технологий» — совместный проект с Южно-Уральским государственным университетом, созданный с целью поддержки инновационных преобразований в сфере школьного образования. Он включают в себя линейку программных, информационных и технологических преобразований. Главная цель- превращение одного из актуальных предметов «Технологии» в современный центр инновации, интерактивную лабораторию, позволяющую учащимся в полной мере реализовать свои замыслы, раскрыть таланты.
Решения данной актуальной для РФ программы «Радикальное обновление системы технологического образования в школах и колледжах» позволит обеспечить в школах целевую профессиональную ориентацию по перспективным направлениям развития инновационной экономики России, как один из новых шагов ухода страны от имиджа сырьевого придатка.
Требования к школьному образованию повышают каждый год. И может быть, именно такие гибкие подходы к кабинетам «Технологии» дадут очередной эффективный толчок к кардинальной технологической модернизации системы образования.
Главная цель предлагаемого проекта «Школа-новые технологии» превращение одного из актуальных предметов (кабинетов) «Технологии» в современный центр инноваций, интерактивную лабораторию, позволяющую учащимся в полной мере реализовать свои замыслы, раскрыть таланты.
Для построения «дорожной» карты нашего сотрудничества готовы встретить Ваших технико-педагогических экспертов или посетить указанные Вами экспериментальные площадки для согласования состава, цены и возможных скидок на учебную продукцию.
Готовы по Вашим запросам к дальнейшей детализации, модернизации существующих или новых кабинетов «Технологии» актуальной направленности для региона.
Подробно перечень оборудования и комплектации ряда типовых кабинетов-мастерских «Технологии» приведены на сайте.
Контакты для связи:
e-mail: info@labstand.ru
Тел.: 8-351-729-90-11