25 сентября 2015 г. подведены итоги открытого публичного конкурса Минобрнауки России на представление Российским вузам поддержки программ развития системы подготовки кадров для ОПК и нацеленного на повышение качества образовательных программ и кадрового потенциала в сфере ОПК.
Конкурсная комиссия под председательством заместителя министерства образования и науки РФ присудила победу за лучшие инфраструктурные проекты 10 вузам, среди которых Южно-Уральский государственный университет за проект «НОЦ Ракетостроение».
Основное назначение образовательного модуля проекта подготовки высококвалифицированных практико-ориентированных специалистов, максимально адаптированных для решения задач работодателя АО «ГРЦ Макеева»:
Формирование у будущих специалистов единого системного подхода к вопросам проектирования разрабатываемых изделий с учетом взаимосвязи всех его элементов.
Формирование теоретических и практических компетенций, позволяющих оперативно, эффективно и качественно осуществлять проектирование изделий на всех этапах.
Видео НОЦ ''Ракетостроение''
Учебное оборудование должно обеспечивать обладание специалистами следующих профессиональных компетенций:
углубленные знания в областях проектирования конструкций, двигательных установок, материаловедения, наземной отработки узлов и систем, баллистики, приборов и систем управления, планирования эксперимента и методов отработки изделий и систем изделий, особенно боевых блоков различных классов;
способность проводить техническое проектирование изделий ракетной и ракетно-космической техники с использованием твёрдотельного компьютерного проектирования в соответствии с единой системой (ЕСКД) и на базе современных программных комплексов;
способность проводить математическое моделирование разрабатываемого изделия и его подсистем с использованием методов системного подхода и современных программных продуктов для прогнозирования поведения, оптимизации и изучения функционирования изделия в целом, а также его подсистем с учетом используемых материалов, ожидаемых рисков и возможных отказов;
способность самостоятельно разрабатывать с помощью алгоритмических языков, программы для исследования процессов, описанных математическими моделями;
владение методами системного анализа и синтеза проектно-конструкторских решений;
владение методами физического макетирования и наземной экспериментальной отработки;
владение методами математического моделирования процессов и явлений, в том числе методами имитационного моделирования баллистики и динамики движения конечных элементов ракеты;
понимание основных принципов функционирования систем и узлов изделия, в особенности систем навигации и управления;
понимание принципов работы системы телеметрических измерений, параметров процессов;
владение математическими методами обработки измерительной информации и восстановления истинных значений параметров, в том числе траекторных параметров;
способность на основе системного подхода к проектированию разрабатывать технические задания на проектирование и конструирование систем, механизмов и агрегатов, входящих в проектируемое изделие;
способность находить оптимальное соотношение между различными требованиями технических систем;
способность обрабатывать и анализировать результаты научно-исследовательской работы, находить элементы новизны в разработке, представляет материалы для оформления патентов на полезные модели, готовит к публикации научные статьи и оформляет технические отчеты;
способность и готовность разрабатывать компоновочные схемы, определять состав и обосновывать выбор характеристик бортовых систем и двигательных установок ракет-носителей и баллистических ракет;
способность проводить твердотельное компьютерное моделирование, прочностные, динамические и тепловые расчеты с использованием программных средств общего назначения;
способность планировать проведение эксперимента, разрабатывать техническое задание и программу проведения экспериментальных работ, особенно при испытаниях боевых блоков различного класса.
Учебная техника должна предполагать использование следующих образовательных, научно-исследовательских и научно-производственных технологий:
сетевая форма обучения, предполагающая: проведение практических лабораторных занятий; чтение лекций (циклов лекций) специалистами ведущих вузов.
расширение спектра применения интерактивных форм обучения, таких как: проектный метод, решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков, деловая игра; - моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме мозгового штурма, реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе;
использование имитационных средств обучения (тренажеров, эмуляторов и пр.), современного программного обеспечения при решении задач моделирования, математической обработки и сквозного проектирования.
В связи со сложностью решаемых задач, сжатых сроков его выполнения, необходимостью резкого повышения качества и ускорения адаптации молодых специалистов данного профиля на ГРЦ «Макеева» создан научно-образовательный центр «Ракетостроение».
Утвержденный Минобрнауки РФ инфраструктурный проект был направлен на комплексное решение задачи за счет внедрения таких высокотехнологичных образовательных технологий и средств: тренажеры, эмуляторы (симуляторы), современное программное обеспечение, сетевая форма обучения и дистанционные образовательные технологии.
Учебное оборудование и наглядные пособия должны были быть направлены на современную подготовку высококачественных специалистов по направлению подготовки 160000 «Авиационная и ракетно-космическая техника», специальности 160400.65 «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» и направлению подготовки 220400.62 «Управление в технических системах», профиль «Управление и информатика в технических системах».
Для решения задач обеспечения таких направлений профессиональной подготовки предусматривалось создание: учебные лаборатории – 7 наименований, в том числе с возможностью выхода на суперкомпьютер. Филиалом была подготовлена и опубликована конкурсная документация с содержательной частью, предусматривающей решение всех перечисленных задач.
Учебное оборудование и наглядные пособия являлись главным компонентом наполнения лаборатории. Победителем и поставщиком такой учебной продукции явилось ООО научно-производственное предприятие«Учебная техника-Профи». Основной перечень и состав лаборатории представлен ниже.